JP Blog - шаблон joomla Окна

Останні новини

«Болонский процесс в КПИ и на ФАКС»

Болонский процесс в КПИ и на ФАКС»
Недавно на факультете прошел круглый стол с администрацией с участием декана Александра Васильевича Збруцкого, заместителя декана Олега Николаевича Юдина и заместителя декана по методической работе Юрия Владимировича Бобкова на тему «Болонский процесс в КПИ и на ФАКС».

Украина подписала Болонскую декларацию 19–20 мая 2005 года в Норвежском городе Бергене на конференции Министров образования стран Европы. Суть ее заключается в том, что берется единый критерий учета работы студента – зачетный кредит Европейской кредитной системы (ЕСТS). Один кредит равняется 36 часам работы студента, из них 14 часов – это аудиторные занятия и 22 часа – самостоятельные. Считается, что в будущем кредитно–модульная система должна позволить студентам свободно перемещаться из одной страны в другую, не теряя при этом потраченного времени на обучение. Данные об успеваемости по шкале ECTS с 2010 года должны повсеместно указываться в приложении к диплому. Таким образом, украинский диплом должен стать понятным на Западе.

А.В.:

– Основное задание Болонской системы вовсе не в причесывании всех под одну гребенку – ее задание состоит в том, чтобы разные образовательные системы «понимали» друг друга и существовала приемлемая система оценивания качества образования. Студенты, специалисты сейчас много путешествуют по Европе, некоторые хотят там работать или получать высшее образование, но как разобраться в несоответствии оценочных шкал, в системе бакалавр-специалист-магистр? Ведь никогда не существовало такого, чтоб диплом одной страны безоговорочно признавался в других. В Европе дипломы КПИ признают, таким образом, у студентов нет никаких проблем с нострификацией за границей – дисциплина просто автоматически переносится в диплом – по особой шкале соответствий. Это один положительный аспект и голос «за» в вопросе введения Болонской системы.

Болонская система направлена на то, чтобы «научить учиться». Но это извечная задача высшей школы. В советской школе система обучения была построена на лекциях, практических и домашних заданиях в четких рамках, в Европе же – и это, в общем, позитивный элемент – самостоятельная работа, т.е. курсовые и практические работы студент выполняет сам и готовится к ним сам. Недостаток советской школы - в узости составляющей самостоятельного образования, в чрезмерной алгоритмизации. Сейчас акцент сделан на то, что студент учится самостоятельно решать поставленные задачи. В этом я вижу только позитив. Кстати, некоторые преподаватели, я в том числе, вводили подобную систему и задолго до начала Болонского процесса – разбиение учебного курса на несколько модулей и выставление отдельных баллов за каждый из них. Это ведет только к облегчению работы того, кто учится и того, кто учит, упрощению подготовки к экзаменам, систематической работе и, как результат, более прочным знаниям. Это и есть идеология БС – правильный баланс аудиторных и самостоятельных работ. Где этот баланс? Каждый ищет сам, этот вопрос всегда будет дискуссионным. А вот обеспечить качество образования – это уже прерогатива ВУЗа и страны.

– В Украине бакалавры не воспринимается… – начинает Катя Орлова.


– В Европе их тоже не все воспринимают. В Германии, например, существует бакалавр гуманитарных наук, а представители технических специальностей – это инженер, доктор философии.

– Бакалавр – первая ступень высшего образования, – уточняет Юрий Владимирович, – но я могу повторить слова первого проректора – «выпускников с бакалаврским дипломом на сегодняшний день берут на работу» – и это уже прерогатива министерства труда, а не образования. Ведь основной вопрос БС не в единстве знания, а в единстве понимания. – БС отдает 50% на самостоятельную работу студента. Но наш студент сто раз подумает, прежде, чем пойти в библиотеку. Возможно, это проблема менталитета?
А.В.:– В наше время тоже стояли такие проблемы – проблемы пожертвования собственным временем. Ваша работа на данном этапе – это учеба. Если вы прорабатываете лекции самостоятельно – то эти знания будут иметь долговременный характер, если нет – забудутся. Вникайте в специальность, и вам гарантированно она понравится. Вы должны уметь построить собственный учебный план и строго ему следовать, это не так сложно, тогда у вас появиться время и на культурный отдых, и на личное время.
– Сейчас предлагаются системы тестирования на профориентацию, как вы думаете, целесообразно ли это?
А.В:– Можно поставить под сомнение такое тестирование. Говорить уверенно об определе-нных способностях человека по результатам тестов невозможно.
– Какие причины являются уважительными для пропуска занятий?
Ю.В.: – Единственным пропуском по уважительной причине является болезнь. Военкомат является уважительной причиной, только если имеется соответствующий документ, как и в случае болезни.
– Ходят слухи о двух магистратурах – инженерной и научной. Насколько это обосновано?
– Я бы не торопился с выводами об упразднении специалистов. Но БП это предполагает. Предложение о выпуске «магистра инженерии» и «магистра науки» обсуждается. На сегодня вопрос о таком делении еще не решен.
– Можно ли в рамках БП отнимать баллы из общего рейтинг за непосещение занятий?
Ю.В.: –Не более 5% от общего рейтинга.
– Контролируют ли преподавателей в рамках БП? – Конечно. Каждый преподаватель разрабатывает рейтинговую систему оценивания, которая утверждается на кафедре. – В каком же случае ставятся F и Fx? – Тут все просто. F – это когда рейтинг студента без учета экзамена меньше 0,5. Fx – это «приглашение» на пересдачу, означает, что рейтинг студента просто не дотягивает до «допуска». <strong.– Решен ли вопрос относительно того, что именно ожидает студентов 4-го курса в будущем – госэкзамены или дипломная работа?
О.Н.: – Да. И на специальности ВВ-ВА и ВЛ только дипломный проект. – Развейте, пожалуйста, слухи о понижении стипендии или повышении проходного балла? – Пока ничего такого не планируется. Материал подготовила Александра Молодчик