«Болонский процесс в КПИ и на ФАКС»
Болонский процесс в КПИ и на ФАКС »
Недавно на факультете прошел круглый стол с администрацией с участием декана Александра Васильевича Збруцкого, заместителя декана Олега Николаевича Юдина и заместителя декана по методической работе Юрия Владимировича Бобкова на тему «Болонский процесс в КПИ и на ФАКС».
Украина подписала Болонскую декларацию 19-20 мая 2005 года в норвежский городе Бергене на конференции Министров образования стран Европы. Суть ее заключается в том, что берется единый критерий учета работы студента - зачетный кредит Европейской кредитной системы (ЕСТ). Один кредит равняется 36 часам работы студента, из них 14 часов - это аудиторные занятия и 22 часа - самостоятельные. Считается, что в будущем кредитно-модульная система должна позволить студентам свободно перемещаться из одной страны в другую, а не Теряя при этом потраченно времени на обучение. Данные о успеваемости по шкале ECTS с 2010 года Должны повсеместно указываться в приложении к диплому. Таким образом, украинский диплом должен стать понятным на Западе.
А.В .:
- Основное задание Болонской системы вовсе не в причесываниы всех под одну гребенку - ее задание состоит в том, чтоб разные образовательные системы «понимали» друг друга и существовала приемлемая система оценивания качества образования. Студенты, специалисты сейчас много путешествуют по Европе, некоторые хотят там работать или получать высшее образование, но как разобраться в несоответствии оценочных шкал, в системе бакалавр-специалист-магистр? Ведь никогда не существовало такого, чтоб диплом одной страны безоговорочно признавался в других. В Европе дипломы КПИ признают, таким образом, у студентов имеется никаких проблем с НОСТРИФИКАЦИЯ за границей - дисциплина просто автоматически переносится в диплом - по особой шкале соответствий. Это один положительный аспект и голос «за» в вопросе введения Болонской системы.
Болонская система направлена на то, чтоб «научить учиться». Но это извечная задача высшей школы. В советской школе система обучения была построена на лекциях, практических и домашних заданиях в Четких рамках, в Европе же - и это, в общем, позитивный элемент - самостоятельная работа, т.е. курсовые и практические работы студент выполняет сам и готовится к ним сам. Недостаток советской школы - в узости составляющей самостоятельного образования, в чрезмерной алгоритмизации. Сейчас акцент сделан на то, что студент учится самостоятельно решать Поставленные задачи. В этом я вижу только позитив. Кстати, некоторые преподаватели, я в том числе, вводили подобную систему и задолго до начала Болонского процесса - разбиение учебного курса на несколько модулей и выставления ОТДЕЛЬНЫХ баллов за каждый из них. Это ведет только к облегчения работы того, кто учится и того, кто учит, упрощение подготовки к экзаменам, систематической работе и, как результат, более прочным знаниям. Это и есть идеология БС - правильный баланс аудиторных и самостоятельных работ. Где этот баланс? Каждый ищет сам, этот вопрос всегда будет дискуссионным. А вот обеспечить качество образования - это уже прерогатива ВУЗа и страны.
- В Украине бакалавры НЕ воспринимается ... - начинает Катя Орлова.
- В Европе их тоже не всё воспринимают. В Германии, например, существует бакалавр гуманитарных наук, а представители технических специальностей - это инженер, доктор философии.
- Бакалавр - первая ступень высшего образования, - уточняет Юрий Владимирович, - но я могу повторить слова первого проректора - «выпускников с бакалаврским дипломом на сегодняшний день берут на работу» - и это уже прерогатива министерства труда, а не образования. Ведь основной вопрос БС не в единстве знания, а в единстве понимания. - БС отдает 50% самостоятельную работу студента. Но наш студент сто раз подумает, прежде, чем пойти в библиотеку. Возможно, это проблема менталитета?
А.В.: - В наше время тоже стояли такие проблемы - проблемы пожертвования собственным временем. Ваша работа на данном этапе - это учеба. Если вы прорабатывайте лекции самостоятельно - то эти знания будут иметь долговременный характер, если нет - забудутся. Вникайте в специальность, и вам гарантированно она понравится. Вы Должны уметь построить собственный учебный план и строго ему следовать, это не так сложно, тогда у вас появится время и на культурный отдых, и на Личное время.
- Сейчас предлагаются системы тестирования на профориентация, как вы думаете, целесообразно ли это?
А.В: - Можно поставить под сомнение такое тестирование. Говорит уверенно о определе-нных способностях человека по результатам тестов невозможно.
- Какие причины являются уважительными для пропуска занятий?
Ю.В .: - Единственным пропуском по уважительной причине является болезнь. Военкомат является уважительной предпосылкой, только если имеется Соответствующий документ, как и в случае болезни.
- Ходят слухи о двух магистратура - инженерной и научной. Насколько это обосновано?
- Я БЫ НЕ торопился с выводами о Упразднение специалистов. Но БП это предполагает. Предложение о выпуске «магистра инженерии» и «магистра науки» обсуждается. На сегодня вопрос о таком делении еще НЕ решен.
- Можно ли в рамках БП отнимать баллы из общего рейтинг по непосещение занятий?
Ю.В .: -Не более 5% от общего рейтинга.
- Контролируют ли преподавателей в рамках БП? - Конечно. Каждый преподаватель разрабатывает рейтинговую систему оценивания, которая утверждается на кафедре. - В каком же случае ставятся F и Fx? - Здесь все просто. F - это когда рейтинг студента без учета экзамена меньше 0,5. Fx - это «приглашение» на пересдачу, означает, что рейтинг студента просто не дотягивает до «допуска». <Strong.- решений ли вопрос щодо того, что именно ожидает студентов 4-го курса в будущем - госэкзамены или реферат?
О.Н .: - Да. И на специальности ВВ-ВА и ВЛ только Дипломный проект. - Развеять, пожалуйста, слухи о понижение стипендии или повышение проходного балла? - Пока ничего такого не планируется. Материал Подготовила Александра Молодчик