НАУЧНАЯ ШКОЛА КАФЕДРЫ УСТРОЙСТВ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНИМИ АППАРАТАМИ ФАКУЛЬТЕТА АВИАЦИОННЫХ И КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НТУУ «КПИ»
Факультет авиационных и космических систем по результатам научно-инновационной деятельности в прошлом году занял одно из первых мест в нашем университете. Значительный вклад в это сделала кафедра приборов на систем управления летательными аппаратами, которую возглавляет доц. Лукомский В. На кафедре ведется комплексная с научно-инновационная, учебно-методическая, международная, организационная работа и подготовка специалистов по современным техническим специальностям
- "Авиационная и ракетно-космическая техника" (Самолеты и вертолеты) - аэродинамика и автоматизированное проектирование объектов авиационно-космической техники;
- "Авионика" (Системы управления летательными аппаратами и комплексами) - разработка цифровых систем управления, средств навигации и ориентации подвижных объектов.
Основные направления научных исследований кафедры, в которых активно приобщаются студенты, связанные с конструированием малых пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) разработкой и исследованием микро- и наноспутников; разработкой адаптивных и робастных системы управления летательными аппаратами, интегрированных (инерциальных и спутниковых) навигационных систем; созданием алгоритмов использования геоинформационных систем (ГИС) для задач управления летательными аппаратами; разработкой навигационных датчиков и систем на основе новейших физических принципов; автоматизацией проектирования и испытания объектов авиационной и космической техники; системами управления и навигации на основе машинного зрения (computervision) роботехнических комплексами.
На кафедре создании и работают современные лаборатории и конструкторские бюро:
- Компьютерный класс TEMPUS для проектирования радиоэлектронных схем, систем автоматики и 3-Dмоделювання;
- Лаборатория геоинформационных технологий компании Jeppesen / Boeing;
- Лаборатория TEMPUS супутникобудування и станция связи с микроспутниками;
- Студенческое конструкторское бюро легкой авиации и навигационного оборудования.
Работы по научным направлениям кафедры возглавляют профессионалы, ведущие ученые, передают свои знания и многолетний опыт студентам и аспирантам. Так проф. Сухов В.В., возглавляет работы по созданию БПЛА контейнерного старта и электролит, поверхность крыла которого - это солнечная батарея. Работы проф. Лемка А.Л связанные с проектированием летательных аппаратов схемы «летающее крыло», а доц. Зинченко Д.Н. - С БПЛА нетрадиционных схем: с несущими поверхностями замкнутого типа и, с надувным крылом. Большой интерес у студентов вызывают разработки ст. преподавателя Колесниченко В.Б., который создал целый ряд летательных аппаратов, в том числе БПЛА «Птица» - крупнейший беспилотник на факультете с взлетной массой 65 кг и размахом крыла 5 м. Эти преподаватели своими разработками создали научную школу проектирования беспилотных летательных аппаратов в нашем университете , основы которой были заложены в 1993 г.. созданием по инициативе доц., а сейчас заведующего кафедрой теоретической механики В.М.Федорова студенческого конструкторского бюро легкой авиации и бортового оборудования. Сегодня научным руководителем этого КБ является проф. Сухов В.В. Результатами деятельности этого КБ является созданы и испытаны 10 типов БПЛА. В зависимости от полезной нагрузки и цели применения БПЛА имеют следующие характеристики: взлетная масса - 5 ... 100 кг полезная нагрузка - 1,5 ... 60 кг продолжительность полета - 0,5 ... 6:00; скорость полета - 50 ... 320 км / ч; взлет - с руки, с катапульты, по самолетному; посадка - по самолетному, с помощью парашюта, на трос; тип двигателя - бензиновый или электрический; длина полосы разгона - 25 ... 45 м; длина полосы посадки - 20 ... 35 м.
Следует отметить, что создание беспилотных авиационных и наземных робототехнических комплексов является приоритетным направлением научных исследований кафедры. На Рис. 1 показано БПЛА «ФАКС-8 ПЕГАС-Э» с электрическим двигателем, а на рис. 2 - БПЛА ФАКС-9 SkyBow-G с двигателем внутреннего сгорания и их основные характеристики.
Взлетная масса - 12 кг Размах крыла - 2,7 м Длина - 1,7 м Скорость полета - 50-110 км / ч Высота полета - 5-1500 м Масса полезной нагрузки - 5 кг Время полета с грузом 1,5 кг - 0,5 ч Масса планера - 8 кг Двигатель электрический - 2 кВт |
|
Рис.1 БПЛА ФАКС-8 ПЕГАС-Е и его основные характеристики |
|
Взлетная масса - 8 кг Размах крыла - 2,3 м Длина - 1 м Скорость полета - 40-150 км / ч Высота полета - 5-1500 м Масса полезной нагрузки - 4 кг Время полета с грузом 1,5 кг - 1,5 часа Масса планера - 4 кг Одноцилиндровый - 3,5 л.с. |
|
Рис.2 БПЛА ФАКС-9 SkyBow-G и его основные характеристики |
Многие выпускники этого направления кафедры успешно работают на известных авиационных предприятиях, среди которых ГП «Антонов», Специальное конструкторское бюро «Луч», частных авиационных фирмах (ООО «Аэрос», ООО «Аэропракт», авиакомпания «Чайка»). Студенты и аспиранты активно привлекаются к инновационным проектам и подходов, которые позволяют им кроме профессионализма научиться также внедрять свои разработки. Одним из таких проектов является фестиваль инновационных проектов "SikorskyChellenge", участие в котором аспиранта, а затем молодого преподавателя кафедры Р.Карнаушенка принесла славу не только самому участнику, но и кафедре, факультету и университету в целом - его разработка, идеи и подходы реализации которой были наработаны в студенческом КБ, доведена до серийного производства на ОАО «Меридиан» и принята для вооружения частей Вооруженных сил Украины в зоне АТО.
Неотъемлемой и мозговой частью любого роботизированного комплекса, в том числе авиационного и наземного, есть навигационная система и система управления. Это направление научной работы кафедры, заложенный профессором М.А.Павловським, по сути стал в 1993 г.. Фундаментом для создания кафедры. Сегодня это направление плодотворно и успешно развивается многими преподавателями. Доц. Прохорчук А.В. работает над созданием систем навигации и ориентации, доц. Бурнашев В.В. занимается системами автоматического управления движением объектов различного назначения. Проф. Збручский А.В., доц. Черняк М., доц. Балабанов И.В., доц. Апостолюк В.А., доц. Бондаренко А.Н., доц. Бондаренко Е.А., доц. Маринич Ю.М. создали несколько классов навигационных сенсоров нового поколения, на которых строятся современные навигационные системы и системы управления. Многие их разработок внедрены в производство и удостоены Государственных премий в области науки и техники.
Активно включились в работу этих научных направлений новые сотрудники кафедры: профессора шквары Е.А., Колот А.В., доц .. Зинченко Д.Н., ст .. выкл. Бондарь Ю.И. и Борисов В.В., ст .. наук. сотрудник О.В.Биценко.
Студенты и аспиранты кафедры имеют возможность стажировки в европейских вузах благодаря международным программам мобильности, в которых принимает активное участие кафедра Пскл, среди которых европейские учебные проекты ERASMUS-EWENT и ERASMUS-ACTIVE.
На кафедре действует программа мобильности студентов из партнерских университетов Европы и Китая. Наши университеты-партнеры: Варшавская политехника (Польша); Центральная школа Нанта (Франция); Университет страны Басков (Испания) Трентского университет (Италия); Чешский технический университет (Чехия) Будапештский университет технических и экономических наук (Венгрия) Дублинский технологический институт (Ирландия) Саутгемптонский университет (Великобритания); Штутгартский университет (Германия); Берлинский технический университет (Германия); Северо-Западный политехнический университет (Китай) Даляньского морской университет (Китай) и др.
В 2015 году факультет стал участником программы TEMPUS-NETCENG по введению Европейской докторской программы в инженерии (PhD). Наши аспиранты и магистры имеют возможность получить ученые степени в ведущих европейских университетах по программам Евросоюза, участником которых является кафедра Пскл.
Ежегодно студенты кафедры принимают участие и занимают призовые места на олимпиадах по учебным дисциплинам.
Выпускники кафедры работают исследователями, инженерами-конструкторами и программистами в области создания и эксплуатации современной ракетно-космической и авиационной техники, радиоэлектронной техники и автоматизированных систем, электронной картографией и др. в ведущих украинских, среди которых Государственное предприятие "Антонов", Научно-производственное объединение "Киевприбор", Казенное предприятие специального приборостроения "Арсенал", Государственное предприятие КБ "Луч", ОАО "Киевский завод Радар", АО «Меридиан», Государственная акционерная холдинговая компания "Артем", учреждения Национальной академии наук Украины.
Многие специалисты разного уровня - от инженеров до докторов философии - подготовленные на кафедре для других стран: Китая, Индии, Вьетнама, Турции, Алжира, Ирана.
Таким образом, кафедра Пскл, которая предоставляет высококачественные образовательные услуги и проводит перспективные научно-инновационной деятельности, приглашает абитуриентов на обучение, а заинтересованные организации - к сотрудничеству!
О.Прохорчук,
доцент, ответственный за научную
работу кафедры ПСУЛА